Выпускники высших учебных заведений Японии продолжают свое обучение в корпорациях, которые приняли их на работу. Система “пожизненного найма” прежде всего предусматривает, что человек работает в одной фирме до 55-60 лет. При отборе претендентов в первую очередь учитывается рейтинг вуза, выпустившего их, в том числе и результаты, показанные ими на тестировании, включающем вопросы определения степени общей подготовки и культуры, в также усвоения гуманитарных и технических знаний. Самые лучшие претенденты проходят специальное собеседование, в ходе которого оцениваются многие личностные качества (коммуникабельность, честолюбие, готовность к компромиссам, обязательность, а также умение войти в систему выстроенных отношений и так далее).
Прием на работу обычно производится один раз в год, где-то в апреле. Сразу после этого все новые сотрудники проходят в обязательном порядке краткий курс обучения длительностью примерно 1-4 недели. В его рамках они могут познакомиться с компанией, ее производственным профилем, а также организационной структурой, традициями, историей развития, концепцией.
После завершения вводного курса для них наступает период ученичества по продолжительности от 2-ух месяцев до одного года. Процесс обучения в основном состоит из практикумов, проводимых в различных подразделениях компании, курсов лекций и семинаров, посвященных системе организации производства, сбыта, труда, по специфике трудовой деятельности всех будущих управленцев. Соотношение теоретических и практических занятий практически всегда складывается в пользу первых (примерно от 6:4 до 9:1).
В японских компаниях принята постоянная ротация кадров. То есть после того как работник освоился с одной специальностью достаточно, он переводится на другое рабочее место, где сам по себе процесс практического обучения начинается снова. Периодическая смена рабочих мест на протяжении трудовой деятельности сотрудника (обыкновенно 3-4 раза) считается самым лучшим способом повышения квалификации имеющихся кадров. Именно благодаря ротации формируются те “руководители широкого профиля”, которые хорошо знают особенности деятельности ряда подразделений компании.
Кроме этого менеджеры проходят и академическое обучение. Им, к примеру, читают курсы по управлению производством, сбыту продукции, управлению кадрами, финансовой деятельности и международной торговле.